Интеллект - это система познавательных способностей таких как восприятие, мышление, память, речь, воображение, а также способность применять их на практике для решения возникающих в разных сферах жизни человека задач.

Эти способности называют высшими психическими функциями (ВПФ). Формируются они на базе низших психических функций (НПФ). НПФ - это наши рефлексы, ощущения, непроизвольное внимание и генетическая память.

ВПФ в отличии от НПФ не формируются произвольно. Что же нужно, чтобы они сформировались? И где ребенок учится их применять? В чем нужна помощь взрослого для становления и развития интеллекта ребенка?

Этапы становления и развития личности в контексте сферы познания:

1. РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТЫХ ОБРАЗОВ И ПОНЯТИЙ.
С момента рождения до 2 лет ребенок познает мир через органы чувств. Для этого у нас есть 7 сенсорных систем:
- зрение
- слух
- осязания
- обоняние
- вкус
- вестибулярный аппарат
- прореорецепция

Воспринимая информацию об окружающей среде и о своем организме сенсорные системы формируются сами и формируют мозг малыша.

На данном этапе развития ребенок еще не структурирует и не запоминает получаемую через органы чувств информацию. Но это пока и не нужно. Мозг «набирает» опыт и «собирает» ощущения в простые образы и понятия, которыми можно будет оперировать позднее, когда начнут формироваться высшие психические функции.

Именно сформированные на раннем этапе образы на следующей стадии развития ребенок начнет использовать в мышлении, речи, памяти, воображении. Чем больше будет образов, тем активнее развитие высших психических функций.

В современном мире, в силу большого количества сенсорных, двигательных и многих других ограничений, у детей често возникает дефицит опыта работы органов чувств. Это может приводить к серьезным задержкам в развитии. Одновременно у детей могут быть сенсорные перегрузки (зрения, слуха, вкуса и тд), которые ведут к напряжению и сбоям в работе мозга и психических процессов.

! Задачи взрослых на этом этапе:
- предоставить ребенку среду, которая позволит получать максимально разнообразный опыт для всех сенсорных систем;
- поддерживать и положительно подкреплять интерес ребенка к этому опыту;
- понимать и выдерживать сложные и неприятные переживания ребенка в этом опыте, не ограждая от них полностью;
- ограждать малышей от сенсорных перегрузок;
- предлагать различные способы снятия напряжения и тревоги. Например, спокойные игры в благоприятной обстановке с природными материалами (глина, песок, вода);
- помогать осознавать ощущения и эмоции, которые они вызывают, называя и проговаривая все вслух;
- помогать формировать образы предметов и явлений, которые ребенка окружают, называя и проговаривая это вслух.

2. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ПОНИМАНИЕ ПРОСТЫХ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ПРОЦЕССОВ
С 2 до 6 лет.
На базе сформированных мозговых структур и сенсорно-моторной интеграции появляются процессы обслуживания образов и понятий, которые уже сформированы и продолжают формироваться. Эти процессы - мышление, память, воображение, восприятие и речь. Позднее к ним добавятся еще более сложные функции - произвольное внимание, воля, социальные эмоции, внутренняя мотивация, устойчивость (способность переживать сложные переживания).

Для формирования этих процессов ребенку становятся нужны чужие взрослые и другие дети, новые условия, новый опыт взаимодействия и коммуникации. Ведущей деятельностью становится игра. В свободном общении и игре с другими детьми ребенок развивает эмпатию (понимание себя) и рефлексию (понимание других), которые являются важнейшей составляющей эмоционального интеллекта.

! Задачи взрослых на этом этапе:
- позаботиться о том, чтобы опыт взаимодействия с другими у ребёнка был и чтобы он был разнообразен;
- поддерживать и положительно подкреплять интерес ребенка к этому опыту;
- понимать и выдерживать сложные и неприятные переживания ребенка в этом опыте, не стараясь ограждать его от них;
- видеть зону ближайшего развития ребенка и в ее рамках обеспечивать столкновение малыша со сложными ситуациями, задачами, адекватной степенью дискомфорта, рисков и трудностей;
- предлагать различные способы снятия напряжения и тревоги от взаимодействия в социуме;
- помогать осознавать внутренние и внешние процессы, связь их друг с другом, обсуждая, называя, проговаривая все вслух;
- стараться избегать занятия в группах, на которых дети практически не коммуницируют.

3. Следующий этап развития с 7 до 11 лет - это этап, когда познавательные способности и навык их применять набирают обороты. Ведущей деятельностью становится учеба (вместо игры), актуальными становятся процессы получения, переработки, хранения и систематизации информации, поступающей из внешнего мира. Это также время формирования навыков регуляции и контроля, волевого аспекта и мотивации. намерений, планов, мотивов, тактик, стратегий.

Своевременное формирование ВПФ позволяет на этом этапе ребенку испытывать интерес к окружающему миру, быть здоровым и бодрым в процессах исследования и познания, сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, воспринимать речь, создавать причинно следственные связи, выражать свои идеи и понимать чужие.

В противном случае ребёнок может чувствовать физическое утомление при выполнении даже самых простых действий (таких, например, как удержание себя в статике без движение или удержание и давление ручкой/карандашом на бумагу). Отсутствие интереса и желания ко всему, что вызывает даже минимальную нагрузку, проблемы с концентрацией, с поведением, проблемы со здоровьем, с памятью - все это, и многое другое, является следствием незрелости ВПФ ребенка.

! На этом этапе нужно поддерживать интерес ребенка к познанию мира и замечать сложности, которые выливаются в сопротивлении учебным процессам. Чаще всего сложности проявляются падением мотивации и интереса, и взрослых требуется много терпения и внимания, чтобы понять про что на самом деле «не могу» ребенка, когда они видят его «не хочу».

4. После 12 актуальность набора образов и понятий снижается, потребность в познании переходит в другую форму, в глубь, когда важно научиться создавать смыслы окружающим и наполняющийм тебя процессам и явлениям. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Общаясь, подростки открывают мир отношений заново, познания себя и другого в новом качестве, с учетом пола, гендера, субъектности, сексуаьности. На этом этапе подростки готовятся стать взрослыми, осваивают ценностный уровень, усваивают нормы социального поведения, морали, обучаются отношениям равенства и уважения друг к другу.

Итог: Созревание структур мозга и психических функций - необходимое условие развития интеллекта ребенка в дошкольном возрасте и формирования его познавательного интереса и деятельности в будущем.
Развивающая среда для ребёнка дошкольного возраста - это, прежде всего, среда в которой он может получить максимально разнообразный опыт (в пределах разумного), сенсорный, двигательный, эмоциональный, социальный, коммуникативный, игровой. Это фундамент, на основе которого потом выстраиваются более сложные процессы в мозге.