Потребности и мотивы, принятие решений, контроль и саморегуляция
Часто деятельность человека имеет сразу несколько мотивов. И она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Окончательное решение "что и как делать?" человек принимает на основе внутренней системы ценностей. При этом, один из мотивов становится основным, ведущим, а другие - играющими роль дополнительной стимуляции. Формирование ведущих мотивов приводит к смыслообразующей функции (возможность и способность придавать деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл).
В раннем возрасте у ребенка преобладают биологические потребности, потом начинают доминировать социальные. Младший дошкольник действует, не отдавая себе ясно отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Старший дошкольник поступает более осознанно. В большинcтве случаев он может вполне разумно объяснить свое поведение. Но это навык, которому взрослые должны учить детей и не мешать им этому учиться. И очень важно понимать возрастные особенности. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, может иметь совершенно разные побудительные причины.
_________________________________
Мотивы, типичные для дошкольного возраста и оказывающие наибольшее влияние на поведение детей:
1. Интерес детей к миру взрослых, стремлением действовать как взрослые.
Желание быть похожим на взрослого - это важный стимул к развитию. Но подкреплять его нужно аккуратно без манипуляций. Манипуляции приводят к сознательному и бессознательному сопротивлению ребенка, его агрессии и непослушанию. Психика ребенка может позволить ему быть открытым, пластичным, впитывать новое, обучаться и развиваться только рядом со взрослым, с котором простроено доверие, есть чувство безопасности и опоры.
2. Интерес к игре.
Игровые мотивы переплетаются и со стремлением действовать как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию. И наоборот, часто очень простые и незначительные для взрослого процессы ребенка, на самом деле являются очень сложными и значимыми для его развития.
3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
У каждого ребенка очень большая потребность в ласке, одобрении, похвале и просто эмоциональном контакте со взрослым, с которым у него сформирована привязанность. Это является одним из основных рычагов его поведения. Положительные взаимоотношения со взрослыми побуждают ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. Таким образом ребенок развивает
терпение, выдержку, осознанность и много другого.
4. Мотивы самолюбия, самоутверждения. Они помогают ребенку отделить себя от других людей, выработать отношение к взрослому как к образцу поведения. Взрослые предъявляют ребенку требования и стараются добиться их исполнения. В связи с этим ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его тоже уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания.
5. Познавательные и соревновательные мотивы. В три-четыре года начинается так называемый «возраст почемучек». Чаще всего дети не столько спрашивают, сколько пытаются найти ответ, используя свой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент» (не секрет, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри»). Причем в это время появляются довольно глубокие суждения, касающиеся отношений между людьми, принятых норм и ценностей. Уже с 5 лет детей начинают интересовать «взрослые» вопросы жизни и смерти, счастья, любви и т. п.
Дети младшего дошкольного возраста часто выслушивают объяснения взрослых только тогда, когда полученные сведения нужны им для использования в игре, рисования или другой практической деятельности. Их попытки догадаться о причинах тех или иных явлений или проводимые детьми «опыты» тоже связаны обычно с трудностями, возникающими в практической деятельности. И только к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.
6. Нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так и в оценке им поступков литературных персонажей, у него появляется желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие.
_________________________________
Мотивы поведения на протяжении всего дошкольного возраста претерпевают изменения, меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение и иерархия. Иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. Соподчинение дает глубину, объем, сложность процессов в психике, приводит к тому, что разнообразные мотивы теряют равноправие и выстраиваются в систему. Именно это дало основание А. Н. Леонтьеву судить о дошкольном детстве как о «периоде первоначального фактического склада личности»