Сюжетно-ролевые игрыИгровая деятельность в дошкольном возрасте является основной. С помощью игры малыши учатся, развивается их интеллект, формируются важные личностные качества, закладывается культура взаимоотношений и простые социальные навыки.
В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом.
Сюжетно-ролевые игры в разном возрасте решают свои задачи. Малыши в 3-4 года учатся действовать в соответствии с предложенным сценарием, фантазируют, придумывают простые сюжеты и обогащают свой активный словарный запас. В 4-5 лет сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативных способностей, умению самостоятельно распределять роли и подбирать предметы, происходит обогащение социального опыта (правила поведения в библиотеке, магазине, общественном транспорте, поликлинике и т. д.), развивается навык диалогической речи. В 5-6 лет дети развивают умения самостоятельно определять правила, начинают импровизировать, используют образы и сюжеты художественных произведений. В 6-7 лет сюжетно-ролевые игры способствуют развитию творческих способностей, созданию устойчивого интереса к профессиональной деятельности и мотивации к изготовлению декорации и атрибутов для будущих игр.
Виды сюжетно-ролевых игр
По направленности обучающей цели и способы её достижения сюжетно-ролевые игры делятся на творческие, сюжетно-дидактические и интерактивные.
- В творческой сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств. Дети перевоплощаются по игровому замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами, модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору они действуют в повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр или музей, обед в кафе. А могут переноситься в сюжеты из фильмов и книг: стать палеонтологами на раскопках, полететь на Марс, изобрести машину времени.
- Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения, в ней синтезируется творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим применением полученных на занятиях знаний. Воспитатель всегда руководит игрой этого вида: озвучивает обязанности для каждой роли, наблюдает за ходом игры, корректирует выполнение дидактического задания. Сюжетно-дидактические игры строятся на основе игр творческих, уже знакомых детям: «Магазин», «Детский сад», «Банк», «Столовая». Игра приобретает дополнительное содержание: познавательное (отличие фруктов и овощей в игре «Столовая» или «Огород»), математическое (посчитать количество предметов в игровой ситуации), языковое (актуально для групп, в которых изучается национальный язык).
- Организация интерактивных игр обусловлена внедрением технических средств в образовательные процесс. Использование интерактивной доски в сюжетно-ролевых играх обогащает игровой опыт дошкольников. На экран проецируются фотографии реальных мест (морские, тропические пейзажи, города и представители далёкий стран) и фантастические сюжеты (иллюстрации волшебной страны, эпохи динозавров, инопланетных рас).