Когнитивная сфера - это система познавательных функций головного мозга, таких как восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение.

Что нужно для их формирования?

1. Развитие сенсорных систем и формирование простых образов и понятий (с момента рождения до 2 лет)

Ребенок познает мир через органы чувств (7 сенсорных систем): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярный аппарат, проприоцепция. Мозг «набирает» опыт и «собирает» ощущения в простые образы и понятия, которыми можно будет оперировать позднее, когда начнут формироваться сложные психические функции. Воспринимая информацию об окружающей среде и о своем организме, сенсорные системы формируются сами и формируют мозг малыша.

Ведущие задачи взрослых в этом контексте:
- создавать среду, обогащенную сенсорными стимулами;
- ограждать малышей от сенсорных перегрузок, снимать напряжение;
- поддерживать и положительно подкреплять интерес ребенка к этому опыту.

2. Начало формирования высших психических функций (с 2 до 6 лет)

Появляются процессы, в которых задействуются сформированные и формирующиеся образы и понятия. Эти процессы - мышление, память, воображение, восприятие и речь. Позднее к ним будут добавляться другие, более сложные (например воля, творчество, пост произвольная спонтанность и др). Для формирования этих процессов ребенку нужен социум, разнообразный опыт взаимодействия и коммуникации, новые задачи, среда, в которой возникает необходимость задействовать функции, которые нужно развивать. Очень важно помнить, что на этом этапе становления ведущей деятельностью ребенка является игра. Через игру ребенок познает мир, формируется и развивается

Ведущие задачи взрослых в этом контексте:
- продолжать создавать среду, обогащенную сенсорными стимулами;
- ограждать малышей от сенсорных перегрузок, снимать напряжение;
- обеспечивать ребенка средой, в которой есть возможность в игре, взаимодействии и коммуникации с другими задействовать и развивать мышление, память, воображение, восприятие и речь;
- поддерживать и положительно подкреплять интерес ребенка к этому опыту;
- стараться избегать занятия в группах, на которых дети не коммуницируют.

3.Формирование программ действий
(с 7 до 11 лет)


Познавательные способности и навык их применять набирают обороты. Учеба (вместо игры) становится ведущей деятельностью. Актуализируются и формируются процессы переработки, хранения и систематизации информации, поступающей из внешнего мира. Это также время формирования навыков регуляции и контроля, волевого аспекта и мотивации, намерений, планов, мотивов, тактик, стратегий.

Ведущие задачи взрослых в этом контексте:
- обеспечивать ребенка средой, в которой есть возможность исследовать и познавать, сравнивать и обобщать, анализировать и классифицировать информацию, воспринимать речь, создавать причинно- следственные связи, выражать свои идеи и понимать чужие;
- поддерживать, положительно подкреплять интерес ребенка к познанию мира и замечать сложности, которые выливаются в сопротивлении учебным процессам (чаще всего сложности проявляются падением мотивации и интереса, проблемами с концентрацией внимания, с поведением, со здоровьем, с памятью ребенка);
- от взрослых требуется много терпения и внимания, чтобы понять про что на самом деле «не могу» ребенка, когда они видят его «не хочу»; сложности, которые являются следствием недостатка опыта на предыдущих этапах, решать за счет восполнения этого опыта (тут могут помочь специалисты, психологи и нейропсихологи);
- обучать ребенка использовать и регулировать сенсорную нагрузку для поддержания интеллектуальной деятельности.

4. Начало формирования смыслов и ценностей (с 12 лет)
После 12 лет актуальность набора образов и понятий, развития высших психических функций и программ действий снижается. Потребность в познании переходит в другую форму, вглубь. Для окружающих и наполняющих ребенка процессов и явлений он учится находить и создавать смыслы. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Общаясь, подростки открывают себя и другого в мире отношений заново, в новом качестве, с учетом пола, субъектности, сексуальности. Подростки готовятся стать взрослыми, осваивают ценностный уровень, усваивают нормы социального поведения, морали, обучаются отношениям равенства и уважения друг к другу.

Ведущие задачи взрослых в этом контексте:
- не мешать;
- поддерживать и положительно подкреплять интерес ребенка к новому опыту самостоятельности, независимости, свободы и ответственности.

Итог
Созревание структур мозга и психических функций - необходимое условие развития интеллекта ребенка в дошкольном возрасте и формирования его познавательного интереса и деятельности в будущем.
Развивающая среда для ребёнка дошкольного возраста - это, прежде всего, среда в которой он может получить максимально разнообразный опыт (в пределах разумного), сенсорный, двигательный, эмоциональный, социальный, коммуникативный, игровой. Это фундамент, на основе которого потом выстраиваются более сложные процессы в мозге.